Успешный предприниматель - показатели

« Назад
Станков А.С., 8 января 2018
Успешный предприниматель - показатели

Сразу предупреждаю, сейчас речь пойдет не о каких-то общепринятых показателях, которые итак всем известны (стоимость активов и подобные), а о показателях, которые лично я считаю признаком успеха. 

Мое личное убеждение в том, что человек тем успешнее, чем большую пользу он может принести другим людям. Соответственно успешный предприниматель - этот такой предприниматель, который приносит наибольшую пользу наибольшему количеству людей вокруг себя. Кроме того, я считаю, что успех величина не статичная, а динамичная. И невозможно оценить успех только лишь по размеру банковского счета. Успех - это тот потенциал (и финансовый, и человеческий, и энергетический) - который есть у компании и у ее владельца. Исходя из этого и выстраивается моя система показателей успешности.

1. Постоянное развитие

Совершенно неважно, является ли компания стартапом, не имеющим ничего, кроме пары человек - энтузиастов, которые хотят перевернуть мир, или это огромная корпорация, которая мир уже перевернула - главное, чтобы процесс развития никогда не останавливался. Если что-то не развивается - оно кристаллизуется и разрушается. Чем больше позитивных перемен происходит в компании, тем больше в ней потенциала успеха. 

2. Качество статей затрат компании

Постоянно развивающаяся компания никогда не будет аккумулировать деньги на счетах. Деньги должны работать, поэтому развивающаяся компания будет постоянно тратить. Такая компания не будет думать только лишь об уровнях прибыли, она будет думать о том, как сделать эффективными свои затраты. И именно по тому, куда тратит компания и сколько - я могу оценить успешность данной компании и ее владельца  (а не сколько прибыли она имеет, при условии, что компания все-таки имеет положительный баланс). Если компания может себе позволить смело тратить деньги, и делает это разумно - она намного более успешна, чем компания, которая всего боится и откладывает "на черный день". 

3. Лояльность сотрудников. HR-бренд

Одна из самых важных статей затрат успешной компании - затраты, связанные с увеличением лояльности сотрудников. Именно люди являются ядром любого бизнеса. Именно люди делают бизнес успешным. И для того, чтобы компания достигла большого успеха нужно, чтобы он был связан с личным успехом каждого сотрудника. Сумма личных результатов каждого - общий результат компании. Поэтому успешный руководитель всегда думает не только о своих целях, потребностях, но и о том, как сделать, чтобы каждый сотрудник чувствовал компанию своей и ощущал успех компании - как свой личный. 

4. Уровень и система заработных плат

Конечно же, трудно сопереживать компании, если при достижении компанией больших высот сотрудник не ощущает ничего, кроме гордости за проделанную работу. Никакого утяжеления кошелька. Естественно, высокая лояльность сотрудника может повлиять на то, что он будет работать за меньшую (Чем у конкурентов, например) заработную плату. Но ровно до тех пор, пока не поймет, что компания может платить больше, но почему-то этого не делает.

Поэтому один из важных показателей успешности компании - уровень заработных плат сотрудников. Естественно, если компания в состоянии платить своим сотрудникам хорошо (а для этого нужно было сделать домашнюю в работу в виде предыдущих трех пунктов), значит это успешная компания. 

Я назову более успешным того предпринимателя, который имеет меньше прибыли, чем его конкурент, если при этом значительная часть его прибыли уходит на фонд заработной платы сотрудников. Я вообще считаю, что заработную плату сотрудников нельзя считать расходами. Ее нужно прибавлять к сумме прибыли компании. Это результат, который остался после того, как КОМАНДА сделала работу. (При этом, конечно, утрировать не стоит, для того, чтобы компания развивалась дальше, нужны "свободные деньги", которых не будет, если ВСЕ будет уходить на фонд з.п.)

Отсюда и второй вопрос - это система заработной платы. Чтобы сотрудник ощущал себя причастным к результатам, к успеху компании нужно, чтобы
а) заработная плата увеличивалась в зависимости от объема и качества выполнения сотрудником его работы б) заработная плата должна быть привязана к общему результату компании. Например, к плану продаж.

Внимание! Речь не только о заработной плате менеджеров по продажам, имеющим процент с продаж, но о ВСЕХ сотрудниках!

5. Систематизация и автоматизация бизнес-процессов

Успешная компания - это организм, который должен работать слаженно. Функция руководителя - аналогична функции мозга. Задача мозга - организовать работу клеток тела (читай - сотрудников) таким образом, чтобы было хорошо и клеткам, и мозгу, и организму в целом. 

Невозможна работа организма, если клетки будут работать каждая так, как сама этого захочет. Сердце не может биться каждый раз с разным ритмом - тахикардия еще никому пользы не приносила. Поэтому, несмотря на борьбу за лояльность сотрудников, в успешной компании должны быть достаточно жестко прописаны бизнес-процессы, инструкции. Должны использоваться системы автоматизации этих процессов. (В том числе различные корпоративные порталы, CRM-системы, системы документооборота и другое программное обеспечение). 

7. Качество маркетинга

Повторюсь, я считаю успех скорее в размере потенциала компании, нежели в текущих результатах. Компания, которая зарабатывает миллиарды, но при этом закостенела и стоит на месте (в том числе не растет уровень прибыли) - я могу назвать менее успешной, чем многие другие, которые не могут похвастаться огромными оборотами, но хранят в себе большой потенциал. 

Качество маркетинга компании - один из важных для меня показателей. Если компания инвестирует много денег в хороший маркетинг - значит скоро будут результаты. Значит растет потенциал. 

Чем лучше маркетинг, тем больше клиентов обратятся в компанию, а это значит - что у компании возникают огромные возможности для того, чтобы осчастливить своим продуктом большее количество людей. А как я сказал выше - возможность приносить пользу (в том числе своим клиентам) - один из важнейших (вернее самый важный) показатель успеха предпринимателя. 

7. Качество продукта.

Под качеством я сейчас имею в виду возможность продукта удовлетворить потребность целевой аудитории. А для этого необязательно быть САМЫМ качественным. Продукт может быть некачественным, но доступным по цене - и этим он осчастливит свою целевую аудиторию и т.д. Главное - это оправдать ожидания клиента. А лучше - превзойти их. 

8. Сервис

Принести пользу компания может не только своим продуктом, но и уровнем своего сервиса. Во-многом отношение к компании выстраивается на основании именно сервиса, а не продукта. (Т.к. продукт может быть аналогичен продукту конкурентов, а вот сервис вполне реально сделать уникальным).  
Поэтому отличный сервис - еще один показатель успеха. 

9. Лояльность клиентов

Как следствие от продукта, который удовлетворяет потребность целевой аудитории и уникального сервиса - увеличение лояльности клиентов. Чем выше лояльность клиентов, чем большее количество клиентов готовы рассказывать о компании и продукте другим - тем выше Успех компании. 

10. Скорость роста оборота компании

И только теперь, когда мы поговорили о лояльности сотрудников и клиентов, я говорю о скорости роста оборота компании, как о показателе успеха. Почему не о прибыли? Читайте пункты 1-4. Почему не о уровне оборота? Потому что далеко не каждая ниша может дать вам уровень нефтедобывающей компании. Это еще не значит, что вы не успешны. Если у вас сеть булочных с приростом оборота компании в 10 000% в год - вы успешны на все эти 10 000 процентов, даже если при этом ваш оборот на данный момент - 100 000 долларов в месяц. Вообще деньги для меня - не являются показателем успеха, но чем больше денег - тем больше возможности приносить пользу, а значит быть истинно успешным. (Повторюсь, что при этом чистая прибыль все-таки должна присутствовать в достаточном для развития и для нужд владельца количествах=)) 

11. Количество сотрудников

Здесь все просто. Чем больше сотрудников - тем больше возможности приносить еще больше пользы. Причем сотрудникам принести пользу куда проще, чем клиентам. Клиентам может быть не нужен ваш продукт, а вот сотрудникам вы можете дать много. Деньги, знания, эмоции, опыт. Учитывая, что большую часть жизни человек проводит на работе - вы можете дать сотрудникам счастливую жизнь. Дать это - самый лучший успех, который только может быть! 

12. Свободное время сотрудников 

Да, когда компания не имеет большой прибыли, когда компания вкладывает в свое развитие и не может себе позволить "шиковать" - и владелец, и сотрудники компании трудятся в поте лица и не имеют свободной минутки. Но компания, в которой у сотрудника остается время на творчество, отдых, путешествия, в том числе в рамках рабочего процесса - ОЧЕНЬ успешная компания. Если она может себе это позволить. Если предприниматель может себе позволить довести компанию до этого уровня - он успешен и точка. 

13. Независимость от внешних источников финансирования 

Еще один немаловажный финансовый показатель успешности по моей версии. Да, у компании может быть большой оборот и неплохой ежегодный прирост. Но если компания сидит на кредитной "игле". Если компанию все время питают инвесторы. Если компания должна много денег - ей еще предстоит стать успешной на 100%. Нет-нет, я не говорю, что кредиты и инвесторы - это плохо. Во многих случаях без этого не обойтись. Но выход на собственные средства - огромный плюс. Ведь успешная компания - это независимая компания. 

14. Благотворительность и социальная ответственность

И конечно же, высший показатель успеха - это возможность тратить деньги не только на своих сотрудников и клиентов, но и приносить пользу обществу в целом. Если предприниматель занимается благотворительностью - это большой плюс. Если он развивает социальные проекты (строит больницы, дет сады, развивает убыточные, но полезные предприятия, вкладывает в науку и т.д.) - значит с успехом у него точно все в порядке.

Помните!
Успешен не тот, кто достиг чего-то. Успешен то, кто помог чего-то достичь другим.